Детско-родительские
отношения
Родители начинают сталкиваться с проблемами своих любимых чад уже с момента их
рождения.
И если в первые месяцы жизни
главным является забота о телесном здоровье, то очень скоро возникает
значительное количество психологических проблем.
Вот только небольшая часть из них:
– различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх
умереть);
-отношения с членами семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми;
- отношения со сверстниками, агрессивное или слишком подчиняемое поведение;
-проблемы развития и подготовки к школе, адаптация к школьным требованиям, к
сверстникам, учителю;
-подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).
В психологии выделяют очень часто детско – родительские отношения, когда у
ребенка наступает подростковый период и происходят значительные физиологические
и психологические изменения, связанные с взрослением. Ряд исследователей
сравнивает подростковый возраст по скорости биологических изменений с периодом
внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни.
Существуют два варианта протекания подросткового кризиса. Кризис независимости,
который характеризуется упрямством, своеволием, отрицанием ценностей взрослых,
игнорированием их требований. В крайних случаях формируется нарушенное,
асоциальное поведение.
Второй вариант, кризис зависимости, противоположен первому и отличается
чрезмерным послушанием, зависимостью от старших или более сильных,
приостановкой развития на старых, детских формах поведения. В крайних случаях
происходит задержка развития и формирование инфантильно – зависимой личности,
«вечного ребенка». Несчастная любовь и связанные с ней переживания приходятся
как раз на этот сложный возраст. Возникают проблемы отношения со сверстниками
и, конечно, с противоположным полом. Как тут быть? У кого спросить совета?
Дурные компании особенно опасны для подростка с подчиняемым (ведомым)
характером, когда им могут манипулировать другие, более сильные и искушенные.
Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот бурный период кризиса
могут быть использованы, как один из способов приспособления к окружающему
миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность подростка, являясь,
однако, по сути дезадаптивными средствами. Наиболее часто это возможно в
крайних вариантах пубертатного кризиса, как при кризисе независимости, так и
при кризисе зависимости.
В жизни обычно отмечается одновременное присутствие стремления к зависимости и
независимости. Подросток одновременно добивается от взрослых равных прав,
требует расширения рамок дозволенного, отстаивает свои взгляды и одновременно в
этот период продолжает нуждаться в поддержке и защите взрослых, ожидая, часто
неосознанно, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов. В сложных
жизненных ситуациях подростки нуждаются в помощи и защите взрослых не меньше,
чем дети трехлетнего возраста.
В не менее сложной ситуации в этот период оказываются некоторые родители.
Многие из них ориентированны на родительский контроль - контролирующие
действия, направленные на модификацию проявлений зависимости у детей,
агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение
родительских стандартов и норм. Очень часто родитель действует в основном
силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко
направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом, зачастую, блокируя
собственную активность и инициативность ребёнка. Не все родители проявляют
искренний интерес к чувствам и мыслям своих детей, которые порой в этот период
очень нуждаются в понимании и поддержке.
Такая ситуация зачастую приводит к сложному детско-родительскому конфликту и
помощь в решении этого конфликта порой может придти только со стороны
психолога. Конечно, многие родители порой хотят видеть в психологе «агента
влияния», что совершенно бесперспективно. Если же родители готовы приложить
усилия и попытаться понять и отнестись с пониманием и уважением к своему
ребенку, то этот очень сложный период может быть пройден быстрее и с
наименьшими потерями. Если Вы видите, что Вам очень трудно, обращайтесь к
психологу. Могу Вам порекомендовать психолога Краснера Дмитрия Ильича www.psykrasner.com